+7 495 noskype998 50 38
Статьи

«Когда б вы знали, из какого сора… или технологии креативных решений». Часть 2.

В предыдущей статье мы перечислили техники и методики, направленный на поиск нестандартных, латеральных решений при организации корпоративных мероприятий. В этой и следующей статьях рассмотрим их подробно.

Штурмуйте!

Пожалуй, один из самых узнаваемых и популярных инструментов для создания креативных решений – «мозговой штурм». 
Это эффективный и надежный инструмент, НО при  условии соблюдения «правил эксплуатации».  В противном случае вы рискуете потерять время и получить негативные эмоции.

Мои рекомендации:

  • Сформулируйте задачу. Формулировка должна быть краткой, четкой и емкой. Варианты «придумайте что-нибудь для coca-cola…» недопустимы.
  • Сформируйте группу. Идеальный вариант 5-7 человек.
  • Если есть возможность, выделите модератора и комиссию по оценке.
  • Генерируйте!  Не допускайте вообще никаких оценок, принимайте и накапливайте любые (даже самые бредовые) идеи. Когда шаблоны закончатся – начнется самое интересное. Именно из этого рождаются действительно интересные решения. Крайне важно соблюдать позитивное и комфортное настроение в группе. Для этого необходимо соблюдать некоторые ограничения – четко сформировать  численность группы и не допускать посторонних вмешательств, группа должна состоять из людей примерно одной квалификации, следить за отсутствием явных лидеров.
  • Анализируйте! На этом этапе происходит оценка и анализ накопленных идей. Хорошо, если таким анализом занимается отдельная группа, не связанная с генерацией.  Обсуждения строятся по иерархическому принципу:  сначала – максимально «вширь», затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь" и так далее.

    Известно, что Дисней составлял мозговую группу из трех человек – дримера, рационализатора, критика. Первым выступал дример – полная свобода мысли, полет, креатив. Потом его бред передавался рационализатору, который причесывал идеи, структурировал и придавал им форму. Последним подходил критик – его задача была доказательно опровергнуть все, что придумали первый и второй. После этого идея окончательно корректировалась и выходила в жизнь.

Ищите подобное!

Еще один очень популярный метод  психологической активизации  творчества – метод синектики, т.е. поиска аналогий, поиска  и сведения воедино различных, а порой очевидно несовместимых элементов. Аналогии выстраиваются по четырем типам:

  • Прямая аналогия. Рассматриваемая задача сравнивается с более или менее   похожей аналогичной задачей, проблемой в природе, социуме, науке или технике. Например, та же архитектурная бионика – дом как муравейник, конструкция самолета – очевидная аналогия с птицей, автомобиль – быстрая хищная кошка и т.п.
  • Символическая аналогия - прием «размораживания слов и способов понимания» -требует в парадоксальной форме сформулировать фразу,   буквально в двух словах высвечивающуюй суть явления:   «Горячий снег», «Живой труп», «Цветы зла»…
  • При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажей, выполняющих то, что требуется по условиям задачи.  Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения,  снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Например, что сделали бы иноплатеняне, купив растворимый кофе? 
  • Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью  предмета, о котором идёт речь в задаче. Решающий задачу человек вживается в образ объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения.  Так, химик может представить себя молекулой, начинает думать, двигаться, ощущать пространство, как если бы он был молекулой. Таким образом, сознание смещается с привычной позиции, обнаруживая иную модель восприятия реальности.

Метод «635». Удобен  для проработки «форс-мажорных сценариев».

Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут.

Затем по часовой стрелке листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы.

Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.


Наверх

Разместить заявку

×

Разместить заявку

×

Обратный звонок

×
×

Хочу так же